Президент Евросовета Дональд Туск обратился к странам ЕС с призывом как можно быстрее внести изменения в энергетическое законодательство, которые были предложены Еврокомиссией. «Я призываю вас ускорить рассмотрение предложений и дать соответствующие инструкции вашим представителям. Время имеет существенное значение», - говорится в обращении Туска от 10 ноября («Ведомости» ознакомились с письмом).
8 ноября Еврокомиссия опубликовала проект поправок к газовой директиве. Законопроект расширяет определение интерконнектора, распространяя его не только на трансграничные газопроводы внутри ЕС, но и на морские, по которым газ импортируется в Европу.
Если поправки будут утверждены, это даст Еврокомиссии законные основания требовать от «Газпрома» соблюдения норм Третьего энергопакета. Действующие формулировки газовой директивы сделать этого не позволяли, что подтвердило заключение юридической службы Евросовета. В первую очередь изменения коснутся проекта трубопровода «Северный поток - 2», который планируется построить к концу 2019 г. Российская монополия должна будет обеспечить соблюдение основных принципов энергетического законодательства ЕС — в том числе доступ к трубопроводу третьих сторон и независимое управление газопроводом.
«Я хотел бы напомнить о нашей недавней дискуссии в Еврокомиссии по поводу планов строительства «Северного потока - 2» и его влияния на энергетическую безопасность ЕС. Во время встречи некоторые из вас справедливо обратили внимание на недостатки нашего энергетического законодательства, которые негативно сказываются на возможностях ЕС договариваться [об условиях] с внешними поставщиками. Недостаточная ясность [формулировок] мешает формированию Энергетического союза и достижению наших общих целей: энергетической безопасности, диверсификации поставок, снижения зависимости от внешних поставщиков и развития внутреннего рынка.
Поэтому Еврокомиссия предложила поправки к газовой директиве, направленные на решение этой проблемы. Я призываю вас ускорить рассмотрение предложения и дать соответствующие инструкции вашим представителям. Время имеет существенное значение, если мы хотим достигнуть целей нашего Энергетического союза».
Формально законопроект Еврокомиссии не имеет прямого отношения к трубопроводным проектам «Газпрома». В сессии вопросов и ответов после его публикации представители Еврокомиссии сообщали, что он «не направлен против строительства «Северного потока – 2» и будет распространяться на все морские газопроводы». Однако в том же документе сказано, что фактически для всех остальных газопроводов кроме российских может быть сделано или уже сделано исключение. Это касается как уже действующих труб, так и строящегося Трансадриатического трубопровода, по которому в Европу планируется поставлять газ из Азербайджана.
Для вступления в законную силу поправки должны быть приняты Европарламентом и Советом ЕС. Еврокомиссия рассчитывает, что это произойдет до конца 2018 г., говорил в сентябре председатель комиссии Жан-Клод Юнкер.
Туск традиционно занимает жесткую позицию в отношении строительства новых или расширения действующих экспортных трубопроводов «Газпрома». 5 апреля 2013 г. «Газпром» и польская Europol подписали меморандум о строительстве газопровода «Ямал – Европа – 2». Инвестиции в проект оценивались примерно в $5 млрд. Предполагалось, что труба мощностью около 15 млрд куб. м станет одним из вариантов направить газ в обход Украины. В тот же день Туск, на тот момент премьер-министр Польши, заявил, что ему ничего о подготовке соглашения известно не было. До конца апреля в отставку были последовательно отправлены министр финансов Польши, гендиректор и вице-президент национальной компании PGNiG, а в ноябре - руководство Europol. В 2014 г. проект был объявлен закрытым.
|