“Роснефть”, не имеющая собственного производства сжиженного газа, договорилась о его поставке в Египет. Компания собирается отгрузить местной EGAS около 3,5 млн тонн СПГ в течение двух лет, начиная с конца 2015 года. Это первый подобный опыт “Роснефти”, но эксперты полагают, что сделка может быть выгодной для компании, поскольку Египет из-за дефицита газа предлагает за него высокие цены, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера “Роснефть” подписала с египетской EGAS основные условия контракта на будущую поставку сжиженного природного газа (СПГ). Как уточнил глава Министерства нефти Египта Халид Абд аль-Бади, он предусматривает 24 поставки СПГ в течение двух лет, начиная с последнего квартала этого года. Стороны не раскрыли точного объема поставок, но типовой СПГ-танкер перевозит 145-155 тыс. кубометров сжиженного газа (то есть в целом — 3,5-3,7 млн тонн).
Как отметил Халид Абд аль-Бади, контракт с “Роснефтью” поможет Египту покрыть дефицит на внутреннем рынке и компенсировать разрыв между текущей добычей и спросом до запуска в стране новых газовых проектов. Египет — третья страна в Африке по запасам газа, и власти в ближайшие годы рассчитывают привлечь до $35 млрд иностранных инвестиций на реализацию 50 проектов по добыче углеводородов. Крупным добычным бизнесом в Египте владеет британская BP — партнер и акционер “Роснефти”.
“Роснефть” также подписала с египетской EGPC соглашение об основных условиях поставок нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа (СУГ). Речь шла о газойле, бензине, мазуте, СУГ и битуме. “Роснефть” с начала года уже является контрагентом EGPC и принимает участие во всех тендерах на спотовые поставки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов в Египет. Так, компания выиграла право на поставку 425 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму около $150 млн с поставками с апреля по июнь 2015 года. Обязывающие соглашения по обоим документам стороны рассчитывают подписать в течение третьего квартала 2015 года.
Пока “Роснефти” придется закупать СПГ для поставок в Египет на рынке, так как собственного производства у компании нет. В 2013 году НК подписала соглашение с ExxonMobil о строительстве СПГ-завода на Сахалине мощностью 5 млн тонн с возможностью расширения до 10 млн тонн. Его ресурсной базой должен стать газ проекта “Сахалин-1″. Предполагалось, что завод будет запущен в 2019 году, однако пока продвижения по проекту нет. Другой СПГ-проект “Роснефти” в партнерстве с компанией Alltech Дмитрия Босова в Ненецком автономном округе также приостановился: поначалу из-за проблем с получением права на экспорт этого газа, а затем и из-за санкций.
СПГ в Египет с весны этого года уже поставляет “Газпром” — по семь партий ежегодно в течение пяти лет. Трейдинговая структура монополии Gazprom Marketing&Trading также закупает для этих поставок газ на рынке, однако у “Газпрома” уже есть существенный портфель СПГ, тогда как у “Роснефти” нет подразделения с опытом подобных операций. По словам собеседника на рынке, “Роснефть”, вероятно, будет сотрудничать по СПГ-операциям с международными трейдерами Vitol и Trafigura.
Египет в начале июля объявил тендер на поставку СПГ для своего второго регазификационного судна на 2015-2016 годы, первые поставки должны быть в декабре, говорит Роман Казьмин из ICIS Heren. “Стране нужно законтрактовать газ, Египет сейчас является одним из самых выгодных рынков для поставщиков СПГ, покупая его за $7,5-8 за MBTU. Поэтому “Роснефть” вполне может заработать на этой сделке, несмотря на то что у нее нет своего газа”,— полагает он.
|