Михаил Белкин, заместитель генерального директора "Росатомфлота", дал эксклюзивное интервью ресурсу High North News
М.Белкин подчеркивает огромные проблемы, с которыми "Росатомфлот" будет сталкиваться в ближайшие годы, когда СМП станет главным морским маршрутом, трафик по которому, как ожидается, возрастет в 10 раз в течение следующих десяти лет.
“Объем перевозимых по СМП грузов составил на конец 2017 г. приблизительно 10.2 миллионов тонн. После 2020 г. эта цифра превысит 40 миллионов тонн, а после 2030 г. она достигнет показателя 115 миллионов тонн”.
Он объясняет, что большая часть этого нового трафика будет обеспечена развитием российских арктических проектов и говорит о важности многостороннего сотрудничества для безопасного использования маршрута.
“Постепенно строится необходимая инфраструктура. Ожидается, что в 2024 г. объем грузовой транспортировки по Северному морскому пути достигнет, по крайней мере, 50 миллионов тонн СПГ в год", - говорит Белкин.
Нужно больше ледоколов
Чтобы справиться с этими растущими проблемами, "Росатомфлоту" будут нужны дополнительные ледоколы, объясняет Белкин.
“Чтобы гарантировать непрерывную и безаварийную навигацию грузовых судов по СМП, необходимо построить новые атомные ледоколы”.
Он утверждает, что модернизация ледокольного флота является стратегически важной задачей, и что три из четырех имеющихся в настоящее время атомных ледоколов достаточно скоро исчерпают свой ресурс: "Вайгач" в 2022 г., "Таймыр" - в 2024 и "Ямал" - в 2026 г. Только "50 лет Победы" останется в строю после 2030 г.
"Росатомфлот" начал процесс замены этих стареющих кораблей новыми ледоколами арктического класса. Три судна - "Арктика", "Сибирь" и "Урал" - будут спущены на воду в период с 2019 по 2021 гг. Однако в свете связанной с СПГ активности в Арктике, простой замены стареющих ледоколов на новые будет недостаточно, отмечает Белкин.
“Можно уверенно говорить о том, что запуск второго проекта "Новатэка", Arctic LNG 2, конечно, обусловит необходимость строительства четвертого и пятого ледоколов класса "Арктика”. Это позволило бы осуществлять круглогодичную навигацию и эскорт СПГ-танкеров в западной части маршрута.
Круглогодичная навигация с новыми ледоколами
Эти новые ледоколы будут значительно больше, чем их предшественники, более эффективными и более безопасными. Мощность ядерных реакторов увеличится с 53 МВт до 60 МВт, и у класса "Арктика" будет корпус шириной 34 метра - это лучше подходит для проводки коммерческих судов, поскольку позволит прокладывать более широкий канал во льдах, чем могли сделать ледоколы старшего поколения с корпусом шириной 29 метров.
“Использование автоматизированных систем позволило сократить команду судна почти на 50 процентов – до 53 человек. Изменяющаяся осадка (10,5 м/8,55 м) делает возможной навигацию и в глубоком Северном Ледовитом океане, и на мелководье Енисея, и в Обской губе”, - объясняет Белкин.
Круглогодичная навигация в восточной части маршрута потребует создание нового, еще большего класса ледоколов, который известен сегодня как проект класса "Лидер" или "Проект 10510". Технические требования для этого нового сверхмощного судна были разработаны в ноябре 2017 г.
“Для обслуживания арктических маршрутов потребуется 3 таких ледокола, главными задачами которых будут обеспечение круглогодичной навигации в восточном секторе Северного морского пути. Сопровождение больших судов в тяжелой ледовой обстановке станет возможным благодаря ширине и мощности этих ледоколов. В настоящее время обсуждается, где и когда начнется строительство первого атомного ледокола класса "Лидер".
Меньше льда - не значит меньше ледоколов
Несмотря на таяние арктических льдов и появление судов ледового класса типа СПГ-танкера "Ямал", М.Белкин считает, что потребность в услугах ледоколов сохранится.
“Что касается СПГ-танкера "Эдуард Толль", он на самом деле пересек всю Арктику без помощи ледокола, но этот случай - первый в истории СМП, и было бы преждевременно говорить о начале эры судов, проходящих Северный морской путь без ледокольного эскорта. Кроме того, нужно отметить серьезные трудности в плане ведения танкера в условиях Полярной Ночи, а также ледяных полей и торосов (ледяные образования обычно менее 15 метров в высоту), которые затрудняли движение”.
Быстрое развитие СМП привело к борьбе за перераспределение полномочий по управлению маршрутом между различными российскими правительственными ведомствами. Белкин подтверждает, что окончательное решение относительно того, кто будет главным на СМП, будет принято правительством Российской Федерации, возможно, до конца этого года.
“Если в качестве оператора будет выбрана Госкорпорация "Росатом", в его структуре будет создано отдельное подразделение, которое возьмет на себя функции регулирования связанных с Арктикой проблем”.
При этом на "Росатомфлот" были бы возложены дополнительные обязанности по СМП, которые в настоящее время лежат на Министерстве транспорта и его Администрации Севморпути (АСМП), а также "РосМорПорте" (оператор портов и неатомных ледоколов). Эта продолжающаяся конкуренция и соперничество за влияние в прошлом месяце привело к прямому конфликту между "Росатомфлотом" и АСМП в ситуации вокруг СПГ-танкера "Борис Вилькицкий", в которую пришлось вмешаться лично президенту В.В.Путину.
Консолидация управления маршрутом давно была целью "Росатомфлота", и Белкин ожидает, что “принятие закона [о предоставлении "Росатомфлоту" дополнительных полномочий] значительно ускорит развитие СМП как главного международного транспортного маршрута в Арктике и будет способствовать реализации всех российских арктических проектов”.
|